Догнать западные медицинские технологии трудно

d0b4d0bed0b3d0bdd0b0d182d18c-d0b7d0b0d0bfd0b0d0b4d0bdd18bd0b5-d0bcd0b5d0b4d0b8d186d0b8d0bdd181d0bad0b8d0b5-d182d0b5d185d0bdd0bed0bb

Нашим бы врачам еще и хорошую аппаратуру – многие больные остались бы жить. Ежегодно в России от болезней сердца и сосудов умирает около 1,3 миллиона человек. В нашей стране эти заболевания – причина фактически каждой второй смерти.

Если мы научимся ранней диагностике, правильно выстроим экстренную помощь при острых состояниях, обеспечим пациентов эффективным лечением и реабилитацией и к тому же организуем грамотные профилактические программы, есть все шансы уже в ближайшее время серьезно снизить показатель смертности и увеличить продолжительность жизни. Выстроить всю цепочку медицинской помощи на современном уровне немыслимо без применения новейших технологий. И хотя многое из того, что сегодня ведущие компании мира совместно со службами здравоохранения осуществляют в Европе, для России кажется фантастическим, знать об этих программах нужно, чтобы понимать, в каком направлении развивать наше здравоохранение.

Золотой час

Инфаркты и инсульты – бич не только для России. “Каждый год в мире от сердечно-сосудистых заболеваний умирает около 17 миллионов человек, что ставит эти заболевания на первое место среди причин смертности, – говорит Йорис ван ден Хурк, вице-президент по средствам кардиотерапии Philips “Здравоохранение”. – Именно поэтому совместно с кардиологами мы разрабатываем технологии для каждого этапа кардиотерапии – от скорой помощи до диагностики, лечения и поддержания здоровья”.

Статистика неумолима: из общего числа пациентов с инфарктом миокарда каждый четвертый погибает в первые шесть часов после начала сердечного приступа, каждый пятый – в течение часа. Однако если адекватная помощь оказывается без промедления, у многих пациентов появляется шанс вообще избежать развития инфаркта или тяжелых осложнений в процессе лечения. Первый час, максимум полтора, после начала приступа медики называют “терапевтическим окном”, иногда – “золотым часом”.

“На спасение человека у врачей есть 90 минут, в течение которых еще возможно восстановление клеток сердца, – поясняет г-н Хурк. – Этого можно добиться, оснастив больницы более современным оборудованием”. “Скорая помощь” в европейских странах, например в Голландии или Германии, приезжает на вызов в среднем через 10 минут. По нашим меркам – молниеносно. Но еще нужно время, чтобы пациента доставить в клинику, провести необходимые исследования…

Вывод напрашивается сам собой: “работать” с пациентом нужно немедленно, прямо в реанимобиле. Проект “От обнаружения до лечения”, разработанный Philips совместно с Американской ассоциацией сердца, рассчитан именно на это. Все необходимые исследования и анализы выполняются в прямом и переносном смысле “с колес” – пока человека везут в клинику. Причем если, например, речь идет об ЭКГ, у врача есть возможность сравнить свежую электрокардиограмму с более ранними.

Все данные о состоянии больного сразу же из автомобиля передаются в клинику по спутниковой связи: это означает, что врачи могут заранее провести все подготовительные мероприятия.

Плановая кардиохирургия в России за последнее десятилетие шагнула далеко вперед. Но в том, что касается организации экстренной помощи, мы пока безнадежно отстаем. В Германии, например, выполняется порядка 50-60 тысяч операций экстренного стентирования. Статистики по подобным операциям в России пока нет. В минздравсоцразвития “РГ” сообщили лишь данные о плановых операциях по аортокоронарному шунтированию – их количество выросло с 12 тысяч в 2006 году до почти 18 тысяч – в прошлом. Так что мы пока в самом начале пути.

В прошлом году в рамках нацпроекта “Здоровье” в 12 регионах стартовал эксперимент по совершенствованию помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, в этом году к ним присоединилось еще 12 республик и областей. Алгоритм программы тот же, что уже применяется в развитых странах, – уложиться в “золотой час”.

До передачи данных о пациенте по спутнику нам пока далеко, но лишь за год после старта программы, говорят в минздравсоцразвития, количество смертей от острых проявлений патологий сердца и сосудов уменьшилось на 25 процентов. Так что потенциал у нас, что и говорить, огромный.

Цена за койко-место

Новые медтехнологии стоят денег, и денег немалых. На вопрос корреспондента “РГ”, во что обходится подобная экстра-помощь европейским пациентам, г-н Хурк ответил: если человек имеет страховку и если клиника в месте, где он проживает, оснащена соответствующим оборудованием, помощь ему и его семье ничего стоить не будет. Правда, голландцы (как и немцы, и прочие европейцы) всю сознательную жизнь оплачивают медицинскую страховку из собственного кармана – цена вопроса в тех же Нидерландах, к примеру, порядка 100 евро в месяц на человека. При этом дети до совершеннолетия лечатся бесплатно.

При этом “уложиться в смету” европейскому здравоохранению опять же помогают высокие технологии…

Не ограничившись разработками технологии экстренной помощи, Philips предлагает специальное оборудование, которое позволяет безболезненно выписывать пациента и проводить реабилитационный период дома, в привычной атмосфере. При этом, например, кардиобольные снабжаются специальными переносными приборами, которые позволяют круглые сутки проводить индивидуальный мониторинг их состояния.

“Наши исследования показали, что реабилитационный период в таком режиме проходит легче и быстрее, – говорит г-н Хурк. – И что немаловажно, клиника экономит огромные средства за счет сокращения пребывания пациентов в стационаре”.

“Фишки” для здоровья

Мало кто знает, что есть отдельное от “большой медицины” направление – условно его можно назвать “сохрани здоровье в домашних условиях”. Конечно, сюда можно отнести и всем известный тонометр – рано или поздно (кардиологи рекомендуют вообще-то всем старше 40 лет) приходится начинать регулярно следить за артериальным давлением.

Но есть и совершенно неожиданные “фишки”. Например, настольная лампа-будильник, которая постепенно увеличивает количество света в спальне, благодаря чему люди могут начать день с таким же запасом энергии, как при пробуждении солнечным утром. Оказывается, резкое просыпание (как и плохой сон в принципе) вредит сердечно-сосудистой системе. Именно темнота способствует выработке нормализующего сон гормона мелатонина. Поэтому постепенный “рассвет” с помощью лампы плавно готовит человека к пробуждению, снижая уровень мелатонина.

Кстати

Еще один малоизвестный в России прибор, способствующий здоровому сну, – его можно условно назвать “антихрап”. Во время храпа нарушается нормальное дыхание, организм, прежде всего мозг, испытывает кислородное голодание, и это может очень плохо кончиться.

Мини-компрессор обеспечивает по тоненькой трубке подачу воздуха через нос и тем самым предотвращает спазм сосудов мозга.

Комментарии закрыты.