Выявлен ген, связывающий структуру мозга с интеллектом

d0b2d18bd18fd0b2d0bbd0b5d0bd-d0b3d0b5d0bd-d181d0b2d18fd0b7d18bd0b2d0b0d18ed189d0b8d0b9-d181d182d180d183d0bad182d183d180d183-d0bcd0be

Ученые из Королевского колледжа в Лондоне (англ. King’s College London) выявили ген, связывающий количество серого вещества в мозге с интеллектом, сообщает karantin.net. Исследование, опубликованное в журнале Molecular Psychiatry может помочь ученым понять биологические механизмы, лежащие позади некоторых форм интеллектуальной недостаточности.

Исследователи сосредоточили свое внимание на сером веществе, которое играет главную роль в сенсорном восприятии, эмоциях, памяти и речи. Предыдущие исследования показали, что толщина коры головного мозга тесно взаимосвязана с интеллектуальными способностями, однако, до недавнего времени ученые не предполагали о существовании гена, который во всей этой системе играет не последнюю роль.

Международная группа ученых во главе с Королевским колледжем в Лондоне, проанализировала образцы ДНК и МРТ 1583 здоровых подростков в возрасте 14-ти лет, которые также прошли ряд тестов, дабы ученые смогли определить их вербальный и невербальный интеллект.

Доктор Sylvane Desrivières из Института психиатрии при Королевском колледже Лондона и ведущий автор исследования, говорит: «Мы хотели узнать, как структурные различия в головном мозге связаны с различиями в интеллектуальных способностях. Генетические вариации, которые мы определили, связаны с синаптической пластичностью – то, как нейроны взаимодействуют друг с другом. Это может помочь нам понять, что происходит на нейронном уровне при определенных формах умственных расстройств, при которых взаимодействие нейронов нарушено каким-либо способом».

Она добавила: «Важно отметить тот факт, что интеллект зависит от многих генетических и экологических факторов. Ген, который мы определили объясняет лишь незначительную часть различий в интеллектуальных способностях».

Исследователи изучили более 54.000 генетических вариантов, возможно, участвующих в развитии головного мозга. Они обнаружили, что у подростков с конкретным вариантом гена, кора в левом полушарии головного мозга была тоньше, особенно в лобной и височной долях. Также, они менее успешно показали себя на испытаниях, в которых оценивались их интеллектуальные способности. Генетическая изменчивость влияет на экспрессию гена NPTN, который кодирует белок, действующий в нейронных синапсах и, следовательно, влияет на взаимодействие клеток головного мозга.

Чтобы подтвердить свои выводы, исследователи изучили ген NPTN, присутствующий в мышиных и человеческих клетках головного мозга. Они обнаружили, что ген NPTN осуществлял разную деятельность в левом и правом полушариях, что может сделать левое полушарие более чувствительным к эффектам мутации NPTN. Их результаты показывают, что некоторые различия в интеллектуальных способностях могут стать результатом пониженной функции гена NPTN в отдельных регионах левого полушария головного мозга.

Генетические вариации, выявленные в данном исследовании составляют лишь приблизительно 0,5% от общего изменения интеллекта. Тем не менее, полученные результаты могут иметь важные последствия в понимании биологических механизмов, лежащих в основе психических расстройств, таких как шизофрения и аутизм, где нарушение когнитивных способностей является одной из ключевых особенностей заболевания.

Комментарии закрыты.