Вся правда о водке и мифы о ней

d0b2d181d18f-d0bfd180d0b0d0b2d0b4d0b0-d0be-d0b2d0bed0b4d0bad0b5-d0b8-d0bcd0b8d184d18b-d0be-d0bdd0b5d0b9

Русские – пьяницы, водка менее вредная, чем вино, уменьшить потребление можно повысив цены – эти и другие заблуждения развенчивают эксперты

Миф: Россию наводнила «паленка»

Недавно на заседании городского правительства губернатор сказала: в Петербурге много «паленой» водки.

С этим готов поспорить Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»: «Что именно подразумевается под словосочетанием «паленая водка»? Водка нелегальная с неуплаченным акцизом, суррогатная продукция, контрафактная (подделка одной торговой марки под другую)? Думаю, заявление губернатора связано с тем, что в России проходит антиалкогольная кампания, которая является частью предвыборной.

Между регионами идет соревнование по принятию жестких ограничительно-запретительных мер. Эти меры не дали положительного эффекта ни в одной стране мира. Не дадут и в России. Единственная более-менее разумная мера – запрет ночной продажи алкоголя. Она не влияет на потребление, алкоголизацию населения, но сокращает ночную преступность.
Петербургскими депутатами также обсуждался запрет продажи алкоголя в выходные. Но в Ульяновской области инициативу перехватили. Пришлось придумывать что-то новое. Проще всего объявить, что половина рынка – паленая водка, за год половину этой паленой водки побороть, а еще через год объявить, что паленой водки не осталось. Так Роспотербнадзор, например, объявил, что в России приходится по 18 литров спирта на душу, а не 12, 5 литров (как следует из наших расчетов). Это впоследствии позволило госпоже Голиковой доложить, что за 2009 год – год алкогольного разгула – потребление алкоголя было снижено на 3 литра. После этого еще остался зазор, чтоб доложить о новых победах».

За прошлый год в России было выпито 2 миллиарда 300 миллионов литров водки, ликероводочных изделий и их суррогатов. Из них только 1,5 миллиарда литров продукции были проданы в легальной розничной торговле. Остальные 800 миллионов литров – это аптечные настойки, домашний самогон, паленая водка, сделанная в гаражах. С легальной розничной торговлей тоже не все гладко. Из 1,5 миллиардов литров только 800 миллионов литров было продано с уплатой акциза. (По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА»).

Миф: Государство борется с «нелегальной водкой

Существование подпольного рынка водки вообще невозможно без его поддержки со стороны государства, уверен Дробиз.
«Рынок нелегальной водки выгоден всем, кто его контролирует, – объясняет он. – Без участия и поддержки государства он бы не возник. Я не говорю о личном участии кого-то из наших лидеров. Но производство водки, дистрибуция, розничная торговля – все этапы контролируются со стороны госчиновников.

В России давно уже сложилась частно-государственная система продажи нелегальной водки. Раньше, когда цены на легальную и нелегальную продукцию сильно отличались, она решала важные социальные задачи: государство понимало, что у значительной части населения нет денег, и предлагало людям качественную, но более дешевую водку, чтоб не травились суррогатами».

Как пишет Борис Родионов, историк русской водки, в книге «Полугар. Водка, которую мы потеряли», современный способ изготовления водки появился в 1895 году. До этого алкогольные напитки в России изготавливались методом дистилляции (перегонки), как и другие мировые крепкие напитки, и содержали огромное количество эфиров и сивушного масла. Современным русским аналогом того напитка Борис Родионов называет самогон.
В конце XIX века государство отказалось от дистилляции в пользу разведения водой ректификованного спирта – спирта высокой степени очистки (до 98% об.), выработанного промышленным способом из различного зерна, картофеля, сахарной свеклы. Называлась прежде водка «Казенным вином» или «Казенным столовым вином». Водка стала «водкой» 23 января 1936 года, когда был принят ГОСТ, заменивший официальное название.

Миф: водка – самый безвредный напиток

«Группа ученых под руководством главного токсиколога страны, профессора В.П.Нужного провела исследование «Химия и токсикология этилового спирта и напитков, изготовленных на его основе», – рассказывает Эркин Тузмухамедов, писатель, руководитель школы сомелье. – Вывод был таков: из всех крепких спиртных напитков самый опасный по своему токсическому действию тот, в котором используется очищенный спирт-ректификат, то есть «водка». Она быстрее вызывает привыкание. Если называть самогоном (само слово, кстати, появилось только в советское время) напитки, которые делаются методом дистилляции, как, например, виски, они менее опасны, чем ректификат. Ведь опасность главным образом не в примесях, а в самом спирте. Так, ГОСТ на коньяк допускает в нем больше примесей, чем ГОСТ на водку в водке, но никто не говорит, что коньяк опасней».

Миф: спирт, сделанный из навоза и бензина – отрава

Вообще, спирт можно синтезировать практически из чего угодно, даже из опилок и нефти. Другое дело, что по ГОСТу для пищевых целей можно использовать только биологическое сырье.

«Никто не сможет отличить на вкус спирт полученный из опилок, навоза, газа или биомассы, потому что его концентрация – 96-96.5 % этилового спирта, и лишь 4% воды, все остальные примеси – несколько цифр после запятой. По «приборам», при анализе на хроматографе, синтетический спирт может быть еще более чистым, чем из биомассы, – отмечает Эркин Тузмухамедов. – Я знаю некоторых директоров, которые создают на своем производстве гидролизный спирт, и употребляют его, разводя водой.

Производители водки утверждают, что сейчас дешевле всего гнать из зерна, поэтому весь водочный спирт зерновой. Правда, потребитель проверить это не сможет никогда».

Миф: русские – главные пьяницы в мире

Спрос на алкогольную продукцию в России высокий, однако лидером наша страна не является.

«Окончательно победить алкоголизацию нельзя, но можно показатели снизить, – уверен Вадим Дробиз. – То, что «Россия спивается» – миф, спиваются только некоторые слои населения. На Западе пьют больше, чем у нас, но там удалось снизить долю населения, которая пьет неумеренно. Так, у нас неумеренно употребляют 20 % населения, а у них – 10 %.

Западные страны в течение последних 40 лет проводили социально-экономические реформы, создавая общество потребления и улучшая качество жизни. Мы к этому еще не пришли. А ситуация способствует росту потребления алкоголя, особенно среди молодежи, из-за отсутствия у нее перспектив. Государство могло бы изменить саму структуру потребления алкоголя в России, постепенно переведя население на потребление натуральных вин».

После войны в 1950 году государство приняло решение о развитии виноделия, чтобы вино стало альтернативой усилившемуся в период войны потреблению крепкого алкоголя. Тогда засеяли виноградниками десятки тысяч гектаров. Сейчас финансирование винодельческих программ прекратилось.

В заслугу государству эксперты ставят акцизную программу, увеличившую акцизы на водку. Бутылка натурального вина из винограда стоит от 100 рублей, а легальная водка – от 110-115, в следующем году водка будет стоить от 140 руб., а вино от 105. И так далее.

Но пока не будет предпосылок для улучшения качества жизни, потребитель не перейдет на вино, скорее больше людей станет употреблять суррогаты. По исследованиям, вино становится привлекательным продуктам, как только средний доход основной массы населения начинает превышать 500 долларов в месяц. Вино должно быть доступней – у нас оно в среднем в 5-6 раз менее доступно относительно минимальных средних зарплат, по сравнению с Америкой и Европой.

Миф: пить будут меньше, если поднять цены на водку

Разговоры о том, что повышение цены на водку до 300 – 500 рублей снизит количество ее потребителей, Дробиз считает наивными. «Сегодня алкоголь в России самый дорогой в мире (относительно минимальных средних зарплат), – говорит он. – Если цены еще увеличатся, люди перейдут на самогон. По всей стране появятся подпольные мини-заводики с 1-2 самогонщиками на 50-60 потребителей. Люди консолидируются, как раньше».

По данным пресс-службы ГУВД Петербурга, в северной столице в 2010 году из незаконного оборота изъято 195 тысяч литров алкоголя – с поддельными акцизными марками или вообще без специальной маркировки. В ходе операции «Алкоголь-Табак 2011», проведенной нынешней весной, изъято из незаконного оборота более 480 тысяч литров алкоголя.

Миф: чем дороже водка – тем качественнее

«Цена водки на 90% процентов складывается из стоимости спирта и тары (бутылки), – пишет Борис Родионов, историк русской водки, в книге «Полугар. Водка, которую мы потеряли». – Остальное: вода и мизерные добавки (сахар, мед, сода, и т.п.) не могут существенно повлиять на себестоимость. Производственные расходы, включая очистку, даже через золото и серебро, раскладываясь на миллионы литров, вносят также мизерный вклад в себестоимость».

«Себестоимость содержимого в бутылке практически одинакова. Безусловно, в водках есть вкусовые и ароматические различия, но они минимальны, по сравнению с виски, ромом, коньяком. Разницу во вкусе водки за 100 рублей и 20 000 рублей можно вообще не заметить», – рассказывает Эркин Тузмухамедов.

Миф: водка, очищенная особым образом, лучше

Как на любом рынке, при приобретении продукции такой-то марки вы возмещаете деньги, потраченные на создание ее известности, отмечают эксперты. Технология производства водки везде одна и та же. А очистка молоком, настаивание на кедровых орешках, пропускание через серебро или золото – в первую очередь, элемент маркетинга. Становится ли водка от этого лучше, трудно сказать, но не хуже точно. Важно, что покупкой дорогого алкоголя человек подчеркивает свой статус. Так, девушки, покупая дорогие платья в бутике, платят скорее за бренд, чем за изделие».

«Бутылка часто стоит в десятки и сотни раз больше содержимого, – говорит Александр Еременко, управляющий директор BrandLab. Brand powered business. – Водочный бренд может стать хитом, если у него есть ясная, искренняя идея, понятная потребителю и умело реализованная в материале (бутылка, этикетка) и коммуникациях.
Многие производители ищут идеи среди затасканных стереотипов («Застолье», «Федеральная»), местного колорита («Звезда Улугбека», «Финноугория») или безумно-фантазийного («Иван Неешхлебов», «Тайна Казановы», «Запах снега»). А нужно искать в глубине культуры, среди долгосрочных потребительских ценностей. Это инсайты, присущие массовой аудитории, но при этом никем еще нереализованные.
За последние три года из нового нет ни одного успешного бренда. Основной тренд сегодня – поделки-подделки под лидеров, которые не добиваются каких-то значимых продаж. И здесь можно выделить три направления: 1. под «Зеленую Марку» (ностальгическое ретро, чистое, романтическое, настоящее), 2. под «Путинку» (под крылом власти, гарантированный стандарт, не обманет), 3. под «Пять озер» (чистота, природность, органичность, отрешенность). Многие региональные производители делают сразу все три имитации».

Миф: водка – главный российский бренд

Практически вся водка, которая производится в России, здесь же и выпивается. В прошлом году за рубеж отправилось лишь около 60 миллионов литров. Водка за границей ценится, но, несмотря на то, что она считается русским национальным напитком, Россия умудрилась упустить зарубежный рынок.

«Русская водка не играет серьезной мировой роли, никто ее там в упор не видит, – сетует Дробиз, – Как так получилось? За последние 15 лет на Западе раскусили, что водка – продукт интересный. Там стали создавать образ водки как премиального продукта и много денег с этого зарабатывать, отведя для дешевой водки совсем небольшую нишу. Естественно, теперь западные страны свой рынок держат и развивают за счет собственных компаний. Нам с ними соперничать дороговато.

За последние несколько лет успеха за рубежом достиг только «Русский стандарт». У нее объем экспорта – более 1 миллиона дал (80% идет в развитые страны Запада и США) и он превышает объем продаж на внутреннем российском рынке. Считаю, прорыв».

В нашей стране зарубежную водку тоже особо не жалуют. Лишь украинской удалось захватить 5 % российского водочного рынка.

Разница в цене между спиртами не велика. Роль спирта в прибавочной стоимости водки упала, когда и премиальную водку, и среднеценовую стали делать из спирта Люкс (максимально очищенного). Такая водка мягче на вкус. А в Советское время мягкой водки не было, пили жесткую, горлодер, на базисном спирте. Только лет 20 назад, когда на российский рынок с Запада пришла мягкая водка, у нас пошла мода на нее. Жесткая водка практически исчезла.

Миф: пить водку лучше глоточками, а не залпом

Эркин Тузмухамедов, писатель, руководитель школы сомелье: «Правильно пить водку так, как советовал Профессор Преображенский в книге Булгакова – «одним комком содержимое рюмки себе в горло». Пить нужно небольшими порциями, не более 50 грамм. В желудке спирт должен «развестись» до концентрации примерно в 10%, и если пить граненными стаканами – это страшный удар по пищеварительной системе. Маленькими глоточками пьют только извращенцы – это же не коньяк или виски…

Все традиционные русские закуски – квашенная капуста, соленые огурцы, селедка, икра – прекрасны, так как алкоголь вымывает соли, а русские закуски как бы спроектированы так, чтобы быть противодействием похмелью. Гениальная находка русского народа».

Вадим Дробиз, директор «ЦИФРРА»: в ближайшие годы водка обязательно подорожает: в следующем году цена на легальную водку вырастет со 115 рублей до 130, в 2013 г. – до 170 руб., а в 2014 г. дорастет до 200 руб

Комментарии закрыты.