Белорусские ученые открыли и зарегистрировали новую форму ВИЧ

d0b1d0b5d0bbd0bed180d183d181d181d0bad0b8d0b5-d183d187d0b5d0bdd18bd0b5-d0bed182d0bad180d18bd0bbd0b8-d0b8-d0b7d0b0d180d0b5d0b3d0b8d181

Для вирусологов с профессиональной точки зрения это, конечно, огромный успех и обоснованный повод для гордости, но в самом факте сделанного ими открытия, увы, нет ничего радостного. Речь идет о регистрации учеными Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии Минздрава Беларуси новой формы ВИЧ-1 (вирус иммунодефицита человека 1-го типа), которая внесена в международную базу данных “GenBank” (США) и даже защищается патентом. Теперь любой исследователь, работающий над новыми лекарственными препаратами, будет иметь исчерпывающую информацию об особенностях структуры генома нового вируса.

– Вообще-то, ВИЧ-1 очень изменчив, ежегодно в мире регистрируется несколько сотен последовательностей генома разных субтипов вируса, – поясняет руководитель отдела клинической вирусологии, заведующий лабораторией диагностики ВИЧ и сопутствующих инфекций доктор медицинских наук Владимир Еремин. – Только мы зарегистрировали в минувшем году 10 последовательностей геномов субтипов ВИЧ-1, впервые выявленных в Беларуси. А всего нами уже зарегистрировано около 200 вариантов этого вируса, а также вирусов гепатитов В и С. Но ВИЧ-1, вошедший в международную базу данных под именем “Mos.” (по буквам от фамилии пациента, у которого он был нами обнаружен), стоит особняком. Анализ его генома показал, что это так называемая рекомбинантная форма вируса, родившаяся при взаимодействии разных субтипов ВИЧ-1, то есть геном вируса имеет как бы мозаичную структуру.

Такое случается нечасто, и подобную игру природы можно обнаружить только при высоком уровне оснащенности научной лаборатории, безупречной квалификации исследователей, использовании ими новейших информационных и микробиологических технологий. До сих пор рекомбинантных форм вируса, образовавших самостоятельные группы, в мире было всего 10. Белорусские ученые открыли счет второму десятку. Это делает им, конечно, честь, но заставляет задуматься: как бороться с новой напастью. Ведь средства, заточенные под известные разновидности вируса ВИЧ, на новый его субтип могут действовать не столь эффективно, что подтверждает в том числе и опыт отечественной медицины. Некоторые из распространенных в мире рекомбинантных форм ВИЧ-1 в республике также выявлены и охарактеризованы, и нашим медикам они доставляют большие хлопоты, так как практически все эти вирусы имеют мутации устойчивости к известным классам антиретровирусных препаратов.

В отношении ВИЧ-1 “Mos.” эти опасения пока, к счастью, не оправдываются, больного лечат традиционными лекарственными средствами, и результаты обнадеживают. Но как поведет себя рекомбинант в дальнейшем, предсказать не берется никто.

– Пока, к сожалению, в мире нет препаратов, которые вылечивали бы от ВИЧ-инфекции, – говорит Владимир Еремин. – Но есть более двух десятков препаратов, которые позволяют улучшить жизненный статус таких больных. Они зарегистрированы в Беларуси, однако в схему лечения в нашей стране введены далеко не все из них. Дело в том, что эти лекарственные средства достаточно дорогие, но наши пациенты получают препараты бесплатно. Закупаются они за счет средств Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. До некоторых пор сформированный перечень врачей устраивал, но сегодня уже становится ясно, что количество использующихся в схемах лечения препаратов необходимо увеличивать. Ведь в Беларуси появилось достаточно пациентов, у которых обнаружены варианты ВИЧ-1, имеющие устойчивость ко всем лекарствам, применяющимся у нас в стране.

Не имея финансовой возможности создавать отечественные препараты против ВИЧ-инфекции, белорусская медицинская наука тем не менее вносит свой весомый вклад в изучение местных вариантов вируса и тем самым облегчает задачу инфекционистам. Ведь в странах Запада, где препараты создаются, циркулирует в основном субтип “В”, а в постсоветских странах и некоторых других регионах мира – преимущественно субтип “А”. Задача науки при этом состоит не только в изучении уже имеющихся у вируса мутаций, но и в прогнозировании этих изменений в геноме. Поэтому в совместных исследованиях участвуют не только сотрудники РНПЦ эпидемиологии и микробиологии, но и коллеги из Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси и Института биоорганической химии НАН Беларуси. В РНПЦ эпидемиологии и микробиологии изучают геномы ВИЧ-1, коллеги-биохимики исследуют структуру соответствующих участков вируса и синтезируют новые антивирусные препараты, а ученые из Объединенного института проблем информатики составляют компьютерные программы для прогнозирования и изучения мутаций, возникающих у ВИЧ-1 субтипа “А” под воздействием антиретровирусных препаратов. Они-то и рассчитывают запрограммированную природой закономерность обновления вируса, воспроизводя возможные мутации раньше, чем они естественным путем появятся в природе.

Работать на опережение тут очень важно. Ведь вирус может меняться не только в силу естественных причин, но еще и под действием лекарства, защищаясь от него. Если причина возникшей мутации в лекарстве – схему лечения следует менять. Но если при анализе выявится лишь спрогнозированная компьютером естественная мутация (раньше она путала врачам все карты и заставляла без необходимости, как оказалось, принимать экстренные меры), то подход к лечению можно некоторое время не менять и продолжать прием назначенных препаратов до того момента, когда они действительно начинают себя исчерпывать. Можно заранее также предсказать, какой новый препарат даже не имеет смысла применять, а какой окажется более эффективным.

Кстати, ученые лаборатории диагностики ВИЧ и сопутствующих инфекций выяснили, что эти методы применимы не только к ВИЧ-1, но и к возбудителям туберкулеза, гепатитов В и С, которые также научились противостоять новым лекарствам. Своевременное выявление таких возбудителей, считают специалисты, позволит правильно выбирать схему лечения, скорректировать календарь прививок, например при так называемой папилломавирусной инфекции, и не прибегать к массовой вакцинации там, где можно обойтись точечными мерами по укреплению иммунитета отдельных групп населения.

Комментарии закрыты.