Агрессивность и потеря материнского инстинкта: новые “грехи” трансгенов

d0b0d0b3d180d0b5d181d181d0b8d0b2d0bdd0bed181d182d18c-d0b8-d0bfd0bed182d0b5d180d18f-d0bcd0b0d182d0b5d180d0b8d0bdd181d0bad0bed0b3d0be

Делая закупки в магазине, обращаете ли вы внимание, содержат ли выбранные вами молоко, колбаса или глазированные сырки генно-модифицированные компоненты? Нет? И правильно делаете. Наличие (или, как чаще бывает, отсутствие) маркировки еще ничего не означает, по крайней мере, в нашей стране. Большинство из нас полагают, и не без оснований, что купить при желании можно все, что угодно, в том числе, справки.

Между тем, доподлинно никто не знает, вредны или безопасны трансгенные продукты, которые мы употребляем в пищу, порой сами того не желая. Как заявили участники сегодняшней пресс-конференции, посвященной активизации экспансии ГМИ на российский продовольственный рынок, вопрос этот до сих пор остается открытым, несмотря на все “выкладки” ученых. Ситуация напоминает дискуссию о вреде или пользе сотовых телефонов – точки над i до сих пор никто не расставил, но все пользуются.

Правда, если сотовая связь при всей ее возможной опасности для здоровья – благо цивилизации, то в случае с ГМИ не все так однозначно. Европейцы, относящиеся к таким продуктам с большой настороженностью, недавно обнародовали подготовленный учеными Евросоюза доклад. В нем доказывается, что трансгенные культуры за 10 лет их применения не оправдали возложенных на них надежд. Они не увеличили прибыли фермеров большинства стран мира, не улучшили потребительские свойства продуктов, никого не спасли от голода, не уменьшили количества применяемых пестицидов. Вдобавок они оказывают негативное воздействие на здоровье человека и животных. Единственный, кто поимел от их внедрения колоссальные прибыли – компании-производители ГМИ.

Об одной из них – американской Monsanto – рассказал председатель Ассоциации содействия защите населения Сергей Цыганков. “Большинство из вас этого не застали, но в конце 1960-х годов, когда я работал во Вьетнаме, препаратами, разработанными этой компанией – так называемым “агентом Оранж” – американцы обильно поливали джунгли. Целью такой обработки было заставить деревья сбросить листья, чтобы американские военные могли с воздуха видеть позиции повстанцев. Однако страдали от продукции Monsanto, прежде всего, люди: и вьетнамцы, и русские, и сами американцы. Словом, все, кто находился в этих джунглях”. Позднее, уже в 1884 году, этой компании пришлось выплатить компенсации ветеранам Вьетнамской войны. Самому Цыганкову пришлось после такой работы три года провести в госпитале из-за полной раскоординации работы внутренних органов. И теперь эта компания, переквалифицировавшись вроде бы на мирный промысел, внедряет свои технологии по всему миру, негодует правозащитник.

Независимые исследователи утверждают: проведенные ими опыты на млекопитающих доказывают, что животные, употреблявшие в пищу ГМ-продукты, вели себя неадекватно. У них отмечались возрастание агрессивности, потеря материнского инстинкта, поедание приплода, повышенная смертность среди новорожденных в первом поколении, а второе и третье поколение вовсе отсутствовали. Если представить, что продукты, которые сегодня едят наши дети, лишат наших внуков или правнуков возможности продолжать свой род, становится страшно за будущее страны, делают вывод российские эксперты. И без того сегодня бесплодием страдают 6 млн женщин и 4 млн мужчин, и ежегодно их число увеличивается на 20-25 проц. А из появляющихся сегодня на свет детей здоровыми можно назвать менее 20 проц. У 30 проц сразу же обнаруживаются отклонения на генном уровне. Не является ли повальное увлечение трансгенами одной из причин этого?

Законодательство, регулирующее поставки в Россию генно-модифицированных продуктов отсутствует, и всего 2 проц ГМ-продукции, поступающей на наши прилавки, проходит лабораторный контроль, рассказывает генеральный директор Союза производителей и поставщиков экологически чистой и безопасной продукции Федор Метлицкий. При этом уповать на торговые сети и сами компании-производители, которые проводят такие исследования и по идее отвечают за контроль над закупаемыми продуктами, нельзя. Бизнес есть бизнес, и продавцы ГМИ, прежде всего, делают деньги. А уж в последнюю очередь заботится о здоровье потребителей, если вообще задумывается над этим.

Способствует такой ситуации и проводимая государством политика, сетует секретарь Альянса стран СНГ “За биобезопасность” Виктория Копейкина. Страна наша в прошлом году завершила долгие и трудные переговоры с США о вступлении в ВТО. И одним из условий достигнутого соглашения было упрощение доступа в нашу страну американской продукции, в том числе, генно-модифицированной. По-видимому, это и стало одной из причин того, что в мае-июле текущего года в рекордно короткие сроки в России были зарегистрированы еще два вида ГМИ-кукурузы. И это в то время, как весь мир создает зоны, свободные от ГМИ, а некоторые страны и вовсе объявляют мораторий на продажу и производство трансгенов. Мы же до сих пор не знаем доподлинно, в каких количествах “зловредные продукты” поступают на наши прилавки. Данные разных экспертов существенно разнятся – доля ГМ-продукции, по их оценкам, составляет от 30 до 70%.

Все это стало причиной того, что лидеры 12-ти российских экологических и общественных организаций решили обратиться с открытым письмом к председателю правительства РФ Виктору Зубкову. Это первое открытое обращение представителей российской общественности к Виктору Зубкову после его утверждения на новой должности. Авторы письма добиваются, чтобы премьер поспособствовал временному введению моратория на использование уже разрешенных в России ГМО (генно-модифицированных организмов) и на регистрацию новых ГМО. Необходимо в срочном порядке инициировать проверку биологической безопасности уже использующихся на территории России 16 ГМ-культур, говорится в письме. Это, по словам В.Копейкиной, самые распространенные продукты питания: соя, кукуруза, сахарная свекла, картофель и рис. Их нам никак не избежать – разве что начать самостоятельно возделывать картошку и свеклу, да еще и поросят выращивать. Ведь неизвестно, чем питались свиньи и коровы, чье мясо продается в магазинах.

Экологи верят, что новые премьер, уже продемонстрировавший жесткий и компетентный стиль работы, сможет изменить ситуацию. В частности, инициировать разработку и принятие законов, регламентирующих поставки ГМИ в Россию. В первую очередь, необходимо назначить чиновников, ответственных за это направление, и предупредить их о персональной ответственности.

Судя по стилю работы наших инстанций, дело это долгое, и даже В.Зубкову при всех его возможностях и желании сразу преодолеть сопротивление не удастся. Поэтому пока эксперты призывают по возможности все-таки обратить внимание на свой рацион. Хотя динамика распространения ГМО пока – “темный лес”, в некоторых видах продуктов они все же встречаются чаще. В первую очередь, это детское питание. Парадокс, но несколько ведущих мировых производителей, среди которых Nestle и Gerber, уже попадались на использовании ГМ-компонентов. Это особенно ужасно, ведь известно, что желудочно-кишечный тракт человека формируется в возрасте до года, а врачи сейчас настоятельно рекомендуют начинать прикорм с “баночек”. Мотивируется это тем, что в “покупных” мясе, овощах и фруктах, якобы, могут содержаться какие угодно пестициды, а детское питание-де проходит самый строгий контроль. Далее идут производные мяса – сосиски, колбаса, пельмени и т.п. На сайте Ассоциации генетической безопасности /ОАГБ/ желающие могут ознакомиться с “черным списком” продуктов с указанием производителя – возможно, в нем окажутся и ваши любимые марки?

Комментарии закрыты.